Tiny Leaders — «младший брат» EDH
Все началось два года назад, когда группа энтузиастов из Канады, уставших от обычного EDH, разработала новый формат для игры друг с другом. За основу были приняты правила Командира с двумя существенными ограничениями. Во-первых, в колоде вместе с Генералом должно быть всего 50 карт. Во-вторых, ни одна из этих карт не должна быть дороже трёх ман. Так появился Tiny Leaders — необычный и чрезвычайно интересный формат дуэльной Магии.
Краткий перечень основных правил выглядит так:
-
Колода состоит из 49 карт и карты Генерала. Допускается сайдборд 10 карт.
-
Генерал — легендарное существо.
-
Выбор генерала означает
выбор цветов колоды. Определяющим фактором является цвет Генерала, а так же цвет маны, которую можно использовать для активации его способностей. Так, строя колоду на
Shu Yun, the Silent Tempest
, мы можем использовать бесцветные, синие, красные и белые карты. При этом,
Manamorphose
в колоду класть нельзя, т.к. эта карта не только красная, но и зеленая, а значит не подходит нашему генералу.
-
В колоде не может быть повторяющихся карт, кроме базовых земель.
-
Карта генерала в начале партии помещается в специальную командную зону. Игрок может разыгрывать командира из командной зоны как из руки.
-
Если генерал отправляется на кладбище или в изгнание, его владелец может вернуть его обратно в командную зону. Оттуда его снова можно будет разыграть, но уже на 2 маны дороже.
-
Игроки начинают партию с 25 жизнями. В остальном игра проходит по обычным правилам МТГ. Матч проходит до двух побед одного из игроков, между партиями можно использовать сайдборд.
У Tiny Leaders есть и свой список запрещенных для игры карт. Это карты, которые, по мнению авторов, разрушительны для баланса, либо труднодоступны из-за коллекционной ценности. Полный перечень можно найти на официальной странице формата:
Очень скоро Tiny Leaders вышел далеко за пределы игровой группы, в недрах которой возник. Формат обрел популярность и получил распространение по всему миру, активно обсуждается в интернете. О Tiny Leaders я впервые услышал примерно год назад. Тогда я увлекался «большим» Командиром, и идея «маленьких Генералов» выглядела забавно. Я собрал колоду и очень скоро обнаружил, что формат затянул меня с головой. Мне нравится идея использования Генералов и ориентированность на игру 1 на 1, а также удобство 50-карточной колоды. Без шуток, меня сильно расстраивала необходимость постоянно тасовать неудобную 100-карточную колоду дуэльного Командира, упакованную в двойные протекторы. Потасовали колоду перед началом партии. Посмотрели 7 карт. Взяли муллиган, перетасовали. Сыграли Flooded Strands за Островом. Перемешали колоду. Сыграли Ponder, решили, что три верхние карты нас не устраивают. Замешали их в библиотеку… Ааааа!
Концепция «Маленького Командира» оказалась очень простой для понимания, доступной, но и достаточно глубокой для того, чтобы не наскучить после пары игр. Несмотря на «синглтоновую» природу (карты в колоде не повторяются), маленький размер колоды позволяет реализовывать достаточно сфокусированные стратегии, вместе с тем, присутствует значительный простор для творческой фантазии, и партии одних и тех же соперников получаются непохожими друг на друга. А ограничение доступных карт по мана-стоимости создает интересные задачи в процессе колодостроения — вот тут уж есть над чем поломать голову. Впрочем, можно просто открыть запасник, достать оттуда любимые карты, некогда бывшие «звездами» турнирной магии, обнаружить, что они удивительно эффективны в новом формате и дать им вторую жизнь.
Несмотря на то, что Tiny Leaders базируется на правилах EDH, он имеет немало общего с Модерном и Легаси. Ведь так получается, что самые сильные и играбельные карты «Магии» обладают маленькой мана-стоимостью — например,
Swords to Plowshares
,
Lightning Bolt
,
Dark Ritual
,
Delver of Secrets
— а значит легальны в «маленьких Генералах». Потому формат хоть и «маленький», но очень и очень мощный. Я приведу в пример всего лишь несколько довольно популярных стратегий.
Примеры стратегий в Tiny Leaders
Merfolk. Если уж речь заходит о параллелях с Легаси, то мерфолки — отличный пример. Такие карты, как
AEther Vial
,
Mutavault
,
Lord of Atlantis
и прочие «рыбные лорды», при поддержке
Daze
и
Standstill
, могут принести немало побед как в турнире по «вечному формату», так и в Tiny Leaders. В качестве командира можно выбрать
Kira, Great Glass-Spinner
,
Thassa, God of the Sea
или
Sygg, River Guide
Jeskai Tempo. Мощная стратегия, использующая эффективных существ, таких как
Delver of Secrets
,
Young Pyromancer
и
Snapcaster Mage
, дешевые контрзаклинания типа
Mental Misstep
и
Spell Pierce
, а также мощный бурн, способный разобраться с блокерами и «дожечь» оппонента. В отличие от Модерна, мы можем использовать лучшие карты для «собирания нужной руки» —
Brainstorm
,
Ponder
и
Preordain
.
Единственный командир, доступный в UWR цветах —
Shu Yun, the Silent Tempest
, хорошо ложится в нашу стратегию и служит отличным финишером.
Merieke Esper Control. Merieke Ri Berit
— не самый сильный Генерал, зато она открывает возможность играть в цветах Esper — самом сильном сочетании для контрольных стратегий. Строить колоду вокруг Merieke можно сотнями способов, используя самые разные карты. Нам доступен лучший ремувал (
Smother
,
Swords to Plowshares
,
Black Sun's Zenith
) и дискард (
Thoughtseize
и
Inquisition of Kozilek
). Мы легко получаем преимущество по картам с помощью
Esper Charm
и
Sphinx's Revelation
. Можно на полную мощность использовать
Enlightened Tutor
и набор под него в виде
Engineered Explosives
с поддержкой
Academy Ruins
,
Thopter Foundry
+
Sword of the Meek
, а также других артефактов и чар. У нас есть великолепные плейнсволкеры —
Ashiok, Nightmare Weaver
,
Liliana of the Veil
и
Jace Beleren
. И наконец, мы можем использовать такие «звезды Легаси», как
Sensei's Divining Top
+
Brainstorm
+
Entreat the Angels
. Только
Counterbalance
в формате нелегален, очень уж силен среди небольшого разнообразия мана-стоимостей.
Alesha, Who Smiles at Death
Вокруг этого Генерала можно соорудить прекрасную и очень интересную для игры колоду, напоминающую «Аристократок» из старого Стандарта. Основная идея – использовать карты, которые с пользой жертвуют наших существ, для достижения победы. Собирая колоду вокруг Алиши, можно использовать такие замечательные карты, как
Goblin Bombardment
,
Blood Artist
,
Mogg War Marshal
,
Doomed Traveler
,
Lingering Souls
. Кроме того, способностью Алиши всегда приятно вернуть существ, делающих полезные вещи на входе в игру или за жертву себя, таких, как
Ghitu Slinger
или
Benevolent Bodyguard
, попавших на кладбище из игры или скинутых после
Faithless Looting
. В агрессивную оболочку колоды отлично ложатся
Lightning Bolt
и
Lightning Helix
, также подходящие нам по цветам.
Anafenza, the Foremost
. Еще один Генерал, который допускает совершенно разные подходы к построению колоды. Однажды мы с друзьями втроем пришли в клуб, чтобы поиграть свежесобранными колодами Tiny Leaders. Скоро мы с удивлением обнаружили, что выбрали в качестве нового генерала одну и ту же Анафензу. С мыслью о том, что придется «гонять мирроры», мы сели играть и обнаружили, что колоды наши совершенно разные. У одного игрока был классический Midrange с дискардом, ремувалом,
Lingering Souls
,
Liliana of the Veil
и
Stoneforge Mystic
c мечами. У второго — агрессия, построенная вокруг способности Анафензы класть жетоны, и использующая такие карты, как
Hardened Scales
и
Retribution of the Ancients
вместе с
Strangleroot Geist
и
Scavenging Ooze
. Я же собрал комбо-колоду на
Melira, Sylvok Outcast
и
Kitchen Finks
, использующую
Fauna Shaman
,
Green Sun's Zenith
и
Chord of Calling
.
Заключение
Описывая различные стратегии, я намеренно не приводил готовых деклистов. Ведь Tiny Leaders — формат молодой, не имеющий широкой турнирной поддержки и играющийся, что называется, «на кухнях». А значит готовых деклистов просто нет. Зато есть огромный простор для творчества, которого иногда так не хватает серьезной турнирной Магии. Но мне кажется, что какой-то конкретный пример все равно обязательно нужен, потому приведу лист колоды в цветах Абзана на
Anafenza, the Foremost
. Основной план на игру колоды — получение бесконечных жизней при помощи
Kitchen Finks
и способности
Melira, Sylvok Outcast
или
Anafenza, Kin-tree Spirit
. Помимо этого, колода вполне способна выиграть атаками существ и мощного Генерала при поддержке
Gavony Township
. Лист колоды достаточно серьезный, для игроков, ориентированных на результат, и содержит весьма редкие и дорогие карты, такие как
Bayou
. Но для игры с друзьями их можно заменить бюджетными аналогами, например
Woodland Cemetery
. Ведь Tiny Leaders — как раз тот формат, где можно достать из обменника любимые карты и собрать то, что по душе, а потом постепенно доводить колоду до совершенства.
Anafenza Combo
Спасибо за то, что читали статью, играйте в Tiny Leaders!
Об авторе
Никоноров Евгений.
Играет в MtG с 2000-го года.
Занял 2-е место на чемпионате России по Легаси в 2013-м году.
Специализация: Легаси, Модерн и Винтаж.